?

Log in

 
 
15 February 2017 @ 02:14 pm
Рецензия на роман Марии Гинзбург "Тьма изначальная"  
Рецензия на роман Марии Гинзбург «Тьма изначальная»
Публикуется с согласия автора

Действие романа разворачивается в недалеком прошлом – летом 2010 года, все помнят это аномально жаркое лето, когда горели торфяники, раскаленный воздух обжигал легкие и спасения не было даже в воде, теплой, как еще не остывший компот. Место действия – провинциальный российский город Красная Лагода, эдакая топь, откуда бегут все, кто хоть что-то из себя представляет. История этого города начинается еще во времена язычества, он проживает вторую жизнь, потому очень-очень давно не без помощи людей он был проклят и разрушен, а в древних развалинах заперли Нечто, которое много веков ждет освобождения...

Любовные романы читают сублимации для, мелодрамы – чтобы пострадать, боевик – чтобы получить порцию адреналина. Зачем читают хоррор? Вспоминаем диалог из мультика про котенка Гава:
«- Гав, ты что делаешь?
- Боюсь.
- А давай бояться вместе!»
Но чтобы бояться получалось, то есть чтобы книга или фильм вызывали эмоциональный отклик, нужны некоторые вещи, о которых частенько забывают. Во-первых, очень важно, чтобы было за кого бояться, во-вторых, если с «ужасностью» перебор, она перестает работать, потому что адреналин перестает выделяться, и мы или засыпаем, или нас начинает тошнить от обилия кишок, мозгов и кровищи. В-третьих, не должно быть тупящих персонажей, об этом чуть позже, сначала о первых двух составляющих. Для соблюдения баланса «ужасности» важно уметь переключать восприятие читателя с одной эмоции на другую, использовать разные ситуации или разных героев.
Парадокс в том, что навскидку не скажешь, сколько именно героев в «Тьме», но все они не просто помнятся – ощущаются.
Алексей – отвратительнейший скользкий тип, рудимент девяностых, мечтающий «отжать» торфяной заводик у местных любой ценой, на средства ему плевать. Но несмотря ни на что он заботится о бывшей жене и дочери и светлые чувства ему не чужды, именно этот герой не раскрывается, а развивается, причем неожиданно.
Но не корысть открывает двери в ад, а «…тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален». Именно на тщеславие Нечто ловит своих слуг, и в первую очередь Даниила, старшего брата Алексея, который при первом знакомстве кажется вполне симпатичным персонажем, но со временем именно Даниил освобождает тварь и становится ее вместилищем, но даже тогда продолжает сопротивляться и не вызывает абсолютного отторжения.
Вероника – пожалуй, центровой персонаж, вызывающий сопереживание по понятным причинам, к тому же человек творческий. Но что удивительно, даже при описании ее злоключений автор не переусердствовал с «отрыванием лапок», и в этом очень помогает манера повествования «всевидящий автор».
Аня – старшая сестра Вероники. Положительная женщина-разведенка с полным набором вытекающих отсюда проблем и выбегающих тараканов.
Вадим, баба Лена, мама Таня, Никита, батюшка, Роман – все они периодически становятся фокальными персонажами, у всех у них своя история и характер.
Даже Оксана – Хозяйка Кладбища, по сути, восставший мертвец, - персонаж очень самобытный, симпатичный несмотря на выпавший глазик, а ведь она всего лишь функция, как и Ноэ, и тварь.
Какая мотивация у твари? Все разнести. А зачем? А неважно, тварь ведь, у нее странная логика, тварь кажется разумной как-то однобоко, хотя порой проявляет чудеса изобретательности. Может такое быть? Вполне. Что мы знаем о тварях? Ничего
Серега – единственный абсолютно мерзкий персонаж, эдакий подлый гопник, но гопник высокого левла, средоточие мерзости человеческой, но все-таки – человеческой.
Ну и еще очень важный не герой, а персонаж – Город, средоточие мерзости потусторонней. В романе два вида мерзости переплетаются, перетекают друг в дружку, а иногда и нет, потому что в Сереге мерзости потусторонней делать нечего, там все занято. А ведь как живой, зараза!
И тут браво автору, потому что немногим удается справиться с многогеройством, мало того, герои раскрываются, а кто-то даже и развивается. Как говорилось выше, в этом помогает повествование от третьего лица «всевидящий автор», когда камера будто бы снимает сверху, задерживаясь на каждом герое ненадолго. Очень сложная манера, идеально подходящая, чтобы передать картину в целом.
Теперь о сюжете. Все его составные части на местах, провисов нет, кульминация наличествует, внутреннее и внешнее действия сбалансированы. Легенда о Риви вполне подходит как фантдопущение, имеются новые сущности, но особенно приятен… точнее, неприятен местный колорит, который удался на славу. Эдакий городок Кинга, но не маленький, а довольно крупный, и русский, благодаря эффекту узнавания, бытовым мелочам разыгрывающийся кошмар кажется вдвойне ужасным. Что еще порадовало, сюжет до последнего держал в напряжении, хотя думалось, что все предрешено. Свою порцию адреналина я получила. Правда, это текст на любителя, он пропитан насилием, не каждый выдержит такой накал страстей.
Но не только адреналином ценен роман, он заставляет задуматься о человеческих пороках и не только. Вечно пилящая бабка Лена, которая не отдала внучку в детдом, только чтобы получать пенсию, и пред лицом опасности она же – заботливая бабушка, отдающая внучке последнее и просящая прощения. Алексей, отправившийся с пленкой в полицию. Раскаялся? Вряд ли, но поступок совершил, когда мог попросту сбежать. Даниил, который, будучи почти сожранным тварью, попытался спасти Оксану. А ситуации рождают мысли: правда ли так плох человек, на которого мы обижены? А что если так? А вот так? Кто-то оскотинивается в экстремальных условиях, кто-то наоборот, это привычный ход в подобного рода романах и фильмах, но однако ж работает! Работает, потому что есть убедительные герои.
Язык местами удивительно образный: И над всем этим нависало покосившееся колесо обозрения - огромное, черно-ржавое. Оно словно бы сорвалось когда-то с огромной небесной телеги, и покатилось по городу, ломая дома и давя все живое на своем пути, а потом застряло в грязи». «Улочка привела его к кладбищу многоэтажек. Угрюмые, как позабытые на посту часовые, стояли они вдоль опустевшего проспекта». «Черты лица у Никиты были правильные и твердые, как у юноши на плакате ГТО, а глаза - серые, но не свинцовые, мертвые, а мерцающего стального оттенка. Такие глаза могли быть у живого ножа.
Или бензопилы "Хускварна". А местами изобилует неоправданными повторами, лишними и недостающими запятыми, лишними словами, несогласованными предложениями и прочим – текст очень нуждается в редакторе и корректоре. Несмотря на все это наличествует авторский стиль, чувствуется автор в тексте.
Теперь о третьей составляющей удачного триллера: отсутствии тупящих персонажей. Каждый хотя бы раз смотрел ужастик, когда герой (или героиня) слышит странный звук и идет посмотреть, кто же там бродит ночью в полнолунье. Зритель знает, что в кустах залег оборотень, сожравший Тузика, но герой по залитой кровью дорожке мееедленно приближается к кустам, голося: «Тууузик, ты где? Иди сюда, Тузик!» На этом месте хочется плюнуть и выключить. Или – чтоб оборотень поскорее заел дурака. Почему? Потому что мы знаем про оборотня, и мы не пошли бы к нему в кусты. А герой идет, и он кажется нам идиотом. Потому что в таких ситуациях, читая, мы забываем, что люди – это не мы, уж такое у нас восприятие, а герой романа – не наш сосед, его поступки должны соответствовать заявленному конфликту и не быть неоправданно нелогичными. Поэтому оборотня в кустах показывать нежелательно.
Подобная сцена, вызывающая диссонанс, только одна, и связана она с Аней. В первый раз она вызывает недоумение, когда в разгар мясорубки ни разу не задумалась о дочери, второй – когда связала полезного Никиту и сразу из положительного героя превратилась в тупую истеричку. Нормальная реакция – выжить любой ценой (стимулов-то хоть отбавляй), а не пилить сук, где сидишь.
Еще одно недоумение: почему никому не пришло в голову переплыть реку, когда стало ясно, что мертвецы пошли в город и перекрыли дороги?
Название насторожило, думала, будут приключения очередного некроманта или что-то липко-вязкое, но иногда ошибаться – приятно. Название хорошо передает суть, но не настроение, все-таки роман очень динамичен, я бы добавила динамики и в название. Это не рекомендация к действию, а размышление вслух. Во время чтения испытывала эмоции, много, в основном гадостные, но ведь задача триллера – заставить нервничать, и он ее выполнил. Так что и здесь плюс.
Резюме: крепкий, хорошо написанный фантастический триллер, держащий в напряжении и заставляющий поразмыслить. Если бы такое у нас издавали, рекомендовала бы к изданию даже без доработок. А так остается пожелать удачи в продвижении этой вещи.
 
 
 
Lady Nota Benelady_nb on February 15th, 2017 12:14 pm (UTC)
Кинга? пропитан насилием?
надо почитать :)


и это, если чего, я тоже согласная
если рецку разместишь, буду рада :)
nadeevanadeeva on February 15th, 2017 12:51 pm (UTC)
Тебя бы лучше на ЛитЭру, где народа побольше. Скоро доберусь туда, и...
Lady Nota Benelady_nb on February 15th, 2017 12:55 pm (UTC)
о! круто! пасип!
:)